Викитроника вики
Advertisement

Многофакторная аутентификация — расширенная аутентификация, метод контроля доступа к компьютеру, в котором пользователю для получения доступа к информации необходимо предъявить более одного «доказательства механизма аутентификации». К категориям таких доказательств относят:

  • Знание — информация, которую знает субъект. Например пароль, ПИН-код.
  • Владение — вещь, которой обладает субъект. Например электронная или магнитная карта, токен, флеш-память.
  • Свойство, которым обладает субъект. Например биометрия, природные уникальные отличия: лицо, отпечатки пальцев, радужная оболочка глаз, капиллярные узоры, последовательность ДНК.

Факторы аутентификации

Ещё до появления компьютеров использовались различные отличительные черты субъекта, его характеристики. Сейчас использование той или иной характеристики в системе зависит от требуемой надёжности, защищённости и стоимости внедрения. Выделяют три фактора аутентификации:

  • Фактор знания: что-то, что мы знаем — пароль. Это тайные сведения, которыми должен обладать только авторизованный субъект. Паролем может быть речевое слово, текстовое слово, комбинация для замка или личный идентификационный номер (PIN). Парольный механизм может быть довольно легко реализован и имеет низкую стоимость. Однако он имеет существенные недостатки: сохранить пароль в тайне зачастую бывает сложно, злоумышленники постоянно придумывают новые способы кражи, взлома и подбора пароля (см. бандитский криптоанализ, метод грубой силы). Это делает парольный механизм слабозащищённым. Многие секретные вопросы, такие как «Где вы родились?», элементарные примеры фактора знаний, потому что они могут быть известны широкой группой людей или быть исследованы.
  • Фактор владения: что-то, что мы имеем — устройство аутентификации. Здесь важно обстоятельство обладания субъектом каким-то неповторимым предметом. Это может быть личная печать, ключ от замка, для компьютера это файл данных, содержащих характеристику. Характеристика часто встраивается в особое устройство аутентификации, например пластиковую карту, смарт-карту. Для злоумышленника заполучить такое устройство более сложно, чем взломать пароль, а субъект может сразу же сообщить в случае кражи устройства. Это делает данный метод более защищённым, чем парольный механизм, однако стоимость такой системы более высокая.
  • Фактор свойства: что-то, что является частью нас — биометрика. Характеристикой является физическая особенность субъекта. Это может быть портрет, отпечаток пальца или ладони, голос или особенность глаза. С точки зрения субъекта, данный способ является наиболее простым: не надо ни запоминать пароль, ни переносить с собой устройство аутентификации. Однако биометрическая система должна обладать высокой чувствительностью, чтобы подтверждать авторизованного пользователя, но отвергать злоумышленника со схожими биометрическими параметрами. Также стоимость такой системы довольно велика. Но, несмотря на свои недостатки, биометрика остается довольно перспективным фактором.

Безопасность

Согласно мнению экспертов, многофакторная аутентификация резко снижает возможность кражи личных данных онлайн, так как знание пароля жертвы недостаточно для совершения мошенничества. Тем не менее многие многофакторные подходы аутентификации остаются уязвимыми для «фишинга», «человек-в-браузере», «человек посередине».

Выбирая для системы тот или иной фактор или способ аутентификации, необходимо, прежде всего, отталкиваться от требуемой степени защищенности, стоимости построения системы, обеспечения мобильности субъекта.

Двухфакторная аутентификация

Двухфакторная аутентификация (ДФА, англ. two-factor authentication, также известна как двухэтапная верификация), является типом многофакторной аутентификации. ДФА представляет собой технологию, обеспечивающую идентификацию пользователей с помощью комбинации двух различных компонентов.[1]

Примеры двухфакторной аутентификации — авторизация Google и Microsoft. Когда пользователь заходит с нового устройства, помимо аутентификации по имени-паролю его просят ввести шестизначный (Google) или восьмизначный (Microsoft) код подтверждения. Абонент может получить его по SMS, с помощью голосового звонка на его телефон, код подтверждения может быть взят из заранее составленного реестра разовых кодов или новый одноразовый пароль может быть сгенерирован приложением-аутентификатором за короткие промежутки времени. Метод выбирается в настройках аккаунта Google или Microsoft соответственно.

Преимущество двухфакторной аутентификации через мобильное устройство:

  • Не нужны дополнительные токены, потому что мобильное устройство всегда под рукой.
  • Код подтверждения постоянно меняется, а это безопаснее, чем однофакторный логин-пароль.

Недостатки двухфакторной аутентификации через мобильное устройство:

  • Мобильный телефон должен ловить сеть, когда происходит аутентификация, иначе сообщение с паролем просто не дойдёт.
  • Необходимо сообщить номер мобильного телефона, из-за чего, например, в будущем может приходить спам.
  • Текстовые сообщения (SMS), которые, поступая на мобильный телефон, могут быть перехвачены.
  • Текстовые сообщения приходят с некоторой задержкой, так как некоторое время уходит на проверку подлинности.
  • Современные смартфоны используются для получения как почты, так и SMS. Как правило, электронная почта на мобильном телефоне всегда включена. Таким образом, все аккаунты, для которых почта является ключом, могут быть взломаны (первый фактор). Мобильное устройство (второй фактор). Вывод: смартфон смешивает два фактора в один.

Сейчас многие крупные сервисы, такие как Microsoft, Google, Dropbox, Facebook, уже предоставляют возможность использовать двухфакторную аутентификацию. Причём для них всех можно использовать единое приложение-аутентификатор, соответствующее определённым стандартам, например Google Authenticator, Microsoft Authentificator, Authy или FreeOTP.

Примечания

Advertisement