Викитроника вики

Волати́льностьизменчивость (англ. volatility) — статистический финансовый показатель, характеризующий изменчивость цены на что-либо.[1]

Волатильность является важнейшим финансовым показателем и понятием в управлении финансовыми рисками, где представляет собой меру риска использования финансового инструмента за заданный промежуток времени. Для расчёта волатильности применяется статистический показатель выборочного стандартного отклонения, что позволяет инвесторам определить риск приобретения финансового инструмента. Чаще всего вычисляется среднегодовая волатильность. Выражается волатильность в абсолютном (например: 100 рублей ± 5 рублей) или в относительном от начальной стоимости (например: 100% ± 5 %) значении.

Типы волатильности[]

Различают три типа волатильности:

  • Историческая волатильность (англ. historical volatility) — это величина, равная стандартному отклонению доходности финансового инструмента за заданный промежуток времени, рассчитанному на основе исторических данных о его стоимости.
  • Ожидаемая волатильность (англ. implied volatility) — волатильность, вычисленная на основе текущей стоимости финансового инструмента в предположении, что рыночная стоимость финансового инструмента отражает ожидаемые риски.
  • Историческая ожидаемая волатильность (англ. historical implied volatility) — «летопись» прогнозов ожидаемой волатильности.

Расчёт исторической волатильности[]

Среднегодовая волатильность {\displaystyle \sigma } пропорциональна стандартному отклонению {\displaystyle \sigma _{SD}} доходности финансового инструмента и обратно пропорциональна квадратному корню временно́го периода:

{\displaystyle \sigma ={\sigma _{SD} \over {\sqrt {P}}}},

где {\displaystyle \sigma _{SD}} — стандартное отклонение доходности финансового инструмента; {\displaystyle P} — временной период в годах.

Волатильность {\displaystyle \sigma _{T}} за интервал времени {\displaystyle T} (выраженный в годах) рассчитывается на основе среднегодовой волатильности следующим образом:

{\displaystyle \sigma _{T}=\sigma {\sqrt {T}}}.

Например, если стандартное отклонение доходности финансового инструмента в течение дня составляет 0,01, а в году насчитывается 252 торговых дня (то есть временной период — 1 день = 1/252 года), то среднегодовая волатильность будет равна:

{\displaystyle \sigma ={0.01{\sqrt {252}}}=0.1587}.

Волатильность за месяц (то есть за {\displaystyle T=1/12} года) будет равна:

{\displaystyle \sigma _{month}=0.1587{\sqrt {1/12}}=0.0458}.

Примечание[]